В середине 2018 года власти России объявили о пенсионной реформе и повышении возраста для назначения пенсии. Это вызвало недовольство со стороны работающих граждан и отразилось на популярности правящих сил. Но власть продолжила свою политику. Возможно ли понижение пенсионного возраста в связи с предстоящими событиями в стране и как дела обстоят в других государствах?
Население, услышав новости о повышении пенсионного возраста, восприняло их без энтузиазма. Но власти изначально понимали, что они идут на непопулярные меры, и тем не менее не отказались от них. Главная причина этому одна — текущая ситуация с трудовыми ресурсами.
По статистике, в 1970 году на каждого пенсионера приходилось 3,7 трудоспособных гражданина. В 2019 году при отсутствии изменения этот показатель упал бы до 2, а в 2044-м — до 1,5 работающих человек на 1 пенсионера. Подобная ситуация складывается из-за демографического перехода во всем мире. Число трудоспособных граждан снижается из-за падения рождаемости даже на фоне поддерживающих мер, а количество получателей пенсии, наоборот, растет из-за снижения уровня смертности.
Проще говоря, изменения по пенсионному возрасту были приняты по причине отсутствия средств на обеспечение достойного уровня пенсии при текущих условиях. За счет него страна получила средства для роста пенсионных выплат как тем, кто уже вышел на заслуженный отдых, так и будущим пенсионерам.
Пенсионный возраст меняют не только в России, но и в других странах. При этом назвать все реформы однотипными нельзя. Власть в каждой стране вынуждена учитывать не только общемировые тенденции, но и множество других параметров. Например, в России был сохранен разный возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин, хотя прямых экономических или демографических предпосылок для такого решения не было. Впрочем, иногда государство при смене правящей элиты и вовсе отказывается от принятых ранее решений и запускает снижение пенсионного возраста.
В ЕС изменения в пенсионном возрасте начались раньше, чем в России. Большинство стран повысили возрастные ограничения для выхода на заслуженный отдых. Но есть и те, кто впоследствии от этой идеи отказался.
Польша запустила пенсионную реформу еще в 2012-м. Она предусматривала, что к 2020 году мужчины смогут начать получать пенсию в 67 лет. При этом для женщин изменения планировалось растянуть более чем на 20 лет. Только к 2040 году для них возраст выхода на пенсию должен был составить 67 лет.
Необходимость корректировок в пенсионном законодательстве в Польше обосновывали наличием определенных экономических проблем и высокой безработицей. А изменение пенсионного возраста для женщин и уравнивание его с мужчинами и вовсе объясняли борьбой против дискриминации последних.
В 2015 году к власти пришли политические силы Анджея Дуды. Политики выполнили предвыборное обещание и уже в 2017 запустили очередную реформу. Она предусматривает возврат пенсионного возраста к уровню 65 лет для мужчин и 60 лет — для женщин.
Возможность для снижения пенсионного возраста в Польше дал высокий темп экономического роста, наблюдавшийся в стране несколько лет. При этом изменения сказались на доходах польских пенсионеров. Если в период с 2012 по 2014 год средний размер пенсии по отношению к заработку до выхода на заслуженный отдых вырос с 58 до 63%, то в 2018 году он уже упал до уровня 60%.
Италия — еще одна страна, где изменение пенсионного возраста произошло сначала в сторону увеличения, а затем в сторону снижения. Но здесь были свои тонкости. В 2011 году в ходе пенсионной реформы возраст для назначения выплат от государства в этой стране увеличили до 66–67 лет, а стаж для выхода на пенсию — до 20 лет. В качестве причины изменений назывался риск государственного дефолта Италии.
В сложной экономической ситуации в Италии вопрос о том, будет ли возврат пенсионного возраста, практически был не актуален. У государства просто нет средств для выплат большему числу пенсионеров, чем есть сейчас. Но, несмотря на все трудности со сменой политических правящих сил, в стране запустили программу «Квота 100». Она позволяла до 2021 года выйти на пенсию итальянцам в возрасте от 62 лет, имеющим стаж от 38 лет.
Право досрочного выхода на пенсию по программе получили в Италии более 600 тысяч человек. Но воспользовались им только 250 тысяч. Причиной тому послужило желание итальянцев увеличить сумму получаемых выплат. Она напрямую зависит от срока уплаты страховых взносов.
Снижение пенсионного возраста в обеих европейских странах становилось следствием политической борьбы. При этом для процесса были характерны и другие общие моменты:
Например, иммигрантам набрать необходимый стаж для получения пенсии сложно, но взносы в фонды они делают наравне с другим трудоспособным населением.
Во время кризиса предсказать, будут ли меняться параметры пенсионного обеспечения в стране, фактически невозможно. В это время государство постарается ничего не менять в системе без крайней необходимости. Но в долгосрочной перспективе ответ на вопрос, вернут ли пенсионный возраст в России на прежний уровень, скорее всего, тоже будет отрицательным. Причин для этого несколько:
Скорее движение наблюдается в противоположную сторону.
Более того, премьер-министр Михаил Мишустин после своего назначения тоже высказывался против возврата к старым возрастным ограничениям для пенсионеров. Повлиять на эту ситуацию выборы в Госдуму в 2021 году и Президента в 2024-м тоже, скорее всего, не смогут. Правящие силы смогут получить поддержку избирателей и без изменений возраста выхода на пенсию.
Для снижения возраста выхода на пенсию необходимо множество изменений, например экономический рост, повышение уровня занятости и т. д. Но в России пока они не наблюдаются. Интересно, что есть и альтернативный сценарий, когда возможно обратное изменение возрастных ограничений для пенсионеров, — рост стоимости барреля нефти до 100 долларов и выше. Но подобное развитие событий маловероятно.
Комментарии