Ваш город:

4 совета ИП, как правильно вести бухгалтерию самостоятельно

Сразу после регистрации ИП стоит задуматься об организации бухгалтерии. По закону предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет, но ему предстоит сдавать отчетность. Кроме того, наличие информации о движении средств, материалов, товаров и т. д. поможет снизить налоговые платежи, оптимизировать расходы и увеличить прибыль от бизнеса. Несколько простых советов помогут правильно организовать ведение бухгалтерии самостоятельно.

Выберите налоговую систему

По умолчанию все предприниматели регистрируются с общей системой налогообложения. Она предусматривает уплату налога на доходы физического лица, добавленную стоимость и имущество, используемого в предпринимательской деятельности, и хорошо подходит ИП, которые собираются работать с крупными заказчиками – плательщиками НДС. В остальных случаях стоит выбрать другую систему налогообложения.

НК РФ предусматривает для ИП возможность выбрать следующие режимы налогообложения:

  • ПСН. Патентная система налогообложения предусматривает уплату фиксированного платежа (покупку патента) за выбранный период времени в пределах от 1 до 12 месяцев. При ее применении ИП не подается декларация, но количество сотрудников не может превышать 15 человек, а обороты – 60 млн рублей в год. Платеж в пользу государства рассчитывается исходя из потенциально возможного дохода по ставке 6%.
  • УСН. Налоговый режим, предусматривающий уплату единого налога в размере 15 с разницы «доход минус расход» или 6% с суммы доходов. УСН могут применять предприниматели с выручкой до 150 млн рублей в год и количеством сотрудников до 100 человек.
  • ЕСХН. Налоговая система для сельхозпроизводителей. Сумма налогов составляет 6% от разницы между доходами и расходами. НДФЛ и налог на имущество платить не требуется. С 1 января 2019 года при применении ЕСХН предприниматель по умолчанию признается плательщиком НДС.
  • НПД. Предусматривает уплату налога по ставке 6% с доходов от сделок с организациями и ИП или 4% с суммы средств, поступившей от частных лиц. Подходит только для ИП без наемных сотрудников. Декларации на НПД сдавать не требуется.

До конца 2020 года ИП могут применять еще ЕНВД. Этот налоговый режим предусматривает взимание налога с вмененного (определенного государством) дохода по ставке 15%. Итоговый платеж рассчитывается в зависимости от торговой площади и других показателей.

Наладьте работу с бумажными документами

Все бумажные оригиналы договоров, счетов-фактур, накладных и других документов нужно сохранять. Они могут потребоваться в ходе налоговых проверок, при утрате данных по учету или возникновении спорных вопросов и обращении в суд.

Лучше всего сразу раскладывать все поступающие документы по папкам. Не стоит складывать их в одну кучу, надеясь в будущем аккуратно разложить. Скорее всего, разбирать документы будет просто некогда.

Используйте автоматизированные системы бухгалтерского учета

Автоматизируя учет, предприниматели экономят время на внесении данных, сдаче отчетности, проведении типовых операций, например сверки расчетов с контрагентом. Для этих целей удобнее всего использовать онлайн-сервисы. Они позволяют получать доступ к данным по финансово-хозяйственной деятельности бизнеса из любой точки мира, где есть доступ к интернету.

Чаще всего ИП используют для ведения учета специализированные отдельные продукты, например «Моя Бухгалтерия», «1С:Фреш» и др. Но на начальном этапе ведения своего дела тратиться на них совершенно необязательно. Многие интернет-банки имеют встроенный сервис по ведению бухгалтерского учета и сдаче отчетности. Например, эта возможность реализована в Тинькофф Банке и ДелоБанке.

Используя систему бухгалтерского учета, встроенную в онлайн-банк, можно автоматизировать многие процессы без длительной настройки интеграции сервисов. Все операции по счету сразу отображаются во встроенной программе учета. Пользователю остается только проверить информацию и при необходимости указать дополнительные данные. Поддерживается облачная бухгалтерия от банков и сдача отчетности без визита в ИФНС. Декларация формируется в сервисе автоматически, подписывается электронной подписью и направляется в налоговую службу по дистанционным каналам.

Чаще всего онлайн-сервисы бухгалтерского учета от банков бесплатны для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения.

Разберитесь с правилами работы с наемными сотрудниками

С каждым наемным сотрудником необходимо заключить трудовой договор. При выплате зарплаты предпринимателю необходимо удержать с сотрудника 13% НДФЛ и перечислить эту сумму в бюджет. Дополнительно ИП нужно заплатить за каждого сотрудника страховые взносы:

  • в ПФР – 22%;
  • ФОМС – 5,1%;
  • фонд социального страхования – 2,9%;
  • на страхование от несчастных случаев – от 0,2 до 8,1%.

Ставки страховых взносов могут меняться в зависимости от вида деятельности предпринимателя, региона и других условий. Данную категорию платежей в бюджет ИП платит за свой счет. Уплата взносов за сотрудников не освобождает предпринимателя от обязанности платить их и за себя. Например, в 2020 году ИП нужно заплатить за себя в ФОМС – 8 426 рублей, а в ПФР – 32 448 рублей. При доходах свыше 300 000 рублей за год предприниматель должен дополнительно перечислить пенсионный фонд 1% от суммы превышения.

При наличии сотрудников увеличивается не только финансовая нагрузка на предпринимателя, но и количество сдаваемой отчетности. В дополнение к собственным декларациям ИП придется представлять:

  • в ИФНС: форму РСВ, справки 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, отчет о среднесписочном количестве сотрудников;
  • в ФСС: расчет ФСС-4;
  • в ПФР: формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.

Самостоятельно разобраться с отчетностью при наличии сотрудников становится сложно. По возможности рекомендуется все же нанять профессионального бухгалтера. Необязательно принимать специалиста в штат, вполне можно воспользоваться бухгалтерскими услугами от аутсорсинговых компаний.

Комментарии