Пандемия и связанные с ней ограничения в 2020 году повлияли на поведение покупателей. По данным Национальной системы платежных карт (НСПК) количество онлайн-операций у банковских клиентов в период с января по ноябрь выросло на 40 %. Большинство экспертов связывают эти изменения непосредственно с введением карантинных мер.
По информации НСПК, в январе 2020 года по банковским картам в интернете российскими пользователями было проведено более 22,9 млн операций, а в ноябре – уже 30 млн онлайн-платежей. Активней всего количество операций росло весной, во время введения жестких ограничений. Уже в июле россияне провели более 31,4 млн транзакций через интернет.
Вице-президент ВТБ Алексей Киричек рассказал, что в 2020 году рост онлайн-транзакций сопровождался падением спроса на снятие наличных. Впервые доля таких операций среди держателей карт снизилась до уровня ниже 50 %.
Представительства MasterCard и Visa еще не успели подвести итоги года и подсчитать количественное изменение онлайн-платежей. Но обе компании отмечают, что их число увеличилось по сравнению с прошлым годом.
Практически все банки зафиксировали рост количества онлайн-платежей и их суммы. В ВТБ рассказали о том, что за период с января по ноябрь ежемесячное количество операций оплаты в интернете выросло в 1,8 раза. При этом в кредитной организации отметили рост не только числа транзакций, но и их суммы – в 2,2 раза.
В других банках процент роста ежемесячного количества транзакций в интернете с января по ноябрь 2020 года оказался разным:
Увеличилась и доля интернет-транзакций в общем объеме операций. Например, в МКБ она выросла с 13 % в ноябре до 17 % – в декабре.
В кризисное время жители России оказались вынуждены менять свои привычки. В MasterCard отметили не только рост количества покупок в интернете, но и повышение спроса на онлайн-досуг. А в Тинькофф Банке – увеличение объема платежей за онлайн-образование. В период, когда магазины, развлекательные и другие заведения оказались закрыты, альтернативу им люди стали искать в интернете.
Повышенный спрос вынуждает продавцов внедрять способы онлайн-оплаты, даже если раньше они об этом не думали. По мнению экспертов, со временем это приведет к следующим положительным изменениям:
Бизнесу онлайн-платежи позволяют стать более гибким и быстрым. Кроме того, они помогают в итоге снизить издержки предпринимателей за счет отсутствия необходимости в таких услугах, как инкассация, пересчет наличных и т. п.
Число онлайн-платежей в 2021 году однозначно продолжит расти. Но взрывного эффекта эксперты пока не ожидают. По мнению аналитика компании «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, можно ожидать прирост числа транзакций через интернет на уровне 15–20 %. При этом он считает, что основной период роста придется на первый квартал 2021 года, пока действует большинство из ограничительных мер.
По мнению аналитика «Финам» Алексея Коренева, компании будут активно адаптироваться к новым условиям. Они продолжат предлагать дополнительные бонусы и акции для тех, кто оплачивает покупки через интернет. Кроме того, эксперт считает, что активно будут развиваться такие услуги, как заказ товаров онлайн с получением их в обычном магазине, а компаниям придется подумать над улучшением дистанционного обслуживания и предложить клиентам онлайн-помощь специалистов, новые каналы связи и т. д.
Комментарии